Виднейшие деятели в церковной музыке конца ХХ века.

С.Трубачев "Богослужебное пение в русской православной церкви"

trubacev

Часть 7, заключительная

(Предыдущая 6 часть)

 

Лучшие церковные хоры продолжают развивать певческое наследие Русской Православной Церкви. Хор московских духовных школ и Троице-Сергиевой Лавры возрождает напевы Киево-Печерской Лавры и других очагов певческой культуры, сохраняет особенности служб русских православных монастырей (пение с канонархом). Одна из прекраснейших форм церковного пения - пение стихир на подобен (по обраэцу особого напева, связываемого с определенным текстом). Есть особые напевы подобнов, применяемые в праздничных службах, Знаменного и Киевского распевов. Известны и местные напевы подобнов Киево-Печерской Лавры, Оптиной, Глинской, Седмиеэерской, Зосимовой пустынь. Напевы их - пример молитвенного горения, ох­ваченности духовным подъемом. Исполнение их любимо народом и создает празднич­ную настроенность в храме. Наконец, есть общецерковные напевы, такие как хВзбранной Воеводе» священника Д. В. Аллеманова, «Христос раждается» архимандрита Феофана, «Достойно есть» Киевское, которые знает и поет вся церковь. Общенародное пение  -­быть может, древнейшая форма участия молящихся в богослужении. И ныне пение всеми молящимися праздничного тропаря, величании, «Воскресение Христово видевше», «Ве­рую» и «Отче наш» поддерживается как устойчивая церковная традиция. Некоторые чинопоследования - молебны, панихиды, акафисты - иногда целиком поются народом. Войдите в Троицкий собор Сергиевой Лавры - вы услышите тихое молебное пение у мощей Преподобного. Неспешно, стройно-молитвенно звучат припевы акафиста, поют те, кто пришел помолиться у великой Святыни.

 


И если жизнь Церкви богослужение, а живая стихия богослужения - молитва, то пение приобщает молитве, осуществляет молитвенное общение верующих, по слову Апостола: хнаучайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу».
Бережно сохраняются и те произведения русских композиторов, в которых распевное начало соединено с молитвенным чувством и религиозным вдохновением. Истоком их явилась древняя певческая культура нашего народа, освященная Церковью, составляющая единое целое с многовековым церковным искусством, воплощенным в храмовом зодчестве, иконописи и церковном звоне.
Использование богатейшего певческого наследия невозможно без подготовки певческих и регентских кадров. В духовных школах Москвы и Ленинграда созданы специальные регентские классы для обучения регентскому делу. Будущие регенты получают практику управления церковным хором. Создается преемственность в передаче знаний, опыта, и, главное, осуществляется связь с богослужением непосредственным участием в нем.

 


Примером ревностного служения Церкви является деятельность регентов старшего поколения, хранителей певческих традиций, опытных наставников в богослужебном пении.
Старейший из современных руководителей кора Виктор Степанович Комаров (1893-1974) в течение 31 года был регентом в Богоявленском Патриаршем соборе. В пении хора под его управлением глубокое раскрытие текста песнопения сочеталось с мо­литвенной передачей его и вдохновенно-проповедническим воздействием на молящихся. В. С. Комаров стремился соединить уставные требования с исполнением лучших произ­ведений церковной музыки.

 


Подлинный энтузиазм В. С. Комарова как ревнителя церковного искусства проявил­ся и в духовных концертах под его управлением. Они знакомили слушателей с образцами распевов и хоровыми сочинениями от Бортнянского до современных авторов, открывали красоту неувядаемых творений. Вместе с Н. С. Даниловым в 1968 году Виктор Степано­вич вел регентский кружок в Московской духовной академии. Свыше 50 лет продолжается регентская деятельность Н. В. Матвеева - регента Московского Скорбященского храма на Ордынке. Большая музыкальная культура, проникновенность исполнения и вместе с тем полное отсутствие внешних певческих эффектов отличает пение этого хора. Н. В. Матвеев воспитал прекрасный певческий коллектив, способный исполнять самые сложные сочинения. Полтора десятилетия Н. В. Матвеев руководил подготовкой регентов в созданном при его участии регентском классе Московской духовной академии. Плеяда видных регентов Русской Православной Церкви - В. С. Комаров, Н. Д. Успенский, А. Ф. Шишкин, С. И. Виноградов, А. А. Третьяков, Н. С. Данилов, Н. В. Матвеев - продолжила церковную деятельность выдающихся хоровых дирижеров - М. Г Климова, П. Г Чеснокова, Н. М. Данилина, К. Н. Шведова, А. В. Александрова, А. В. Свешникова, сохраняя незыблемые основы церковно-хорового искусства и приумножая духовные богатства русской церковной музыки.

 

В последние годы записаны на пластинки церковные песнопения в исполнении хора Троице-Сергиевой Лавры под управлением архимандрита Матфея (Мормыля), Патриаршего Богоявленского собора, Пюхтицкой женской обители, Московского Скорбященского храма на Ордынке. Издательским отделом Московской патриархии подготовлены нотные приложения к Октоиху, Ирмологию, Триоди Постной и Цветной. Наряду с переложениями мастеров прошлого изданы новые опыты обработки монастырских распевов. Научное изучение истории церковного пения и крюковых рукописей, начатое в прошлом веке протоиереем Д. В. Разумовским (1818-1899), С. В. Смоленским, протоиереем И. И. Вознесенским и протоиереем В. М. Металловым, было продолжено А. В. Преображенским и в наши дни - профессором Ленинградской духовной академии Н. Д. Успенским, автором труда «Древнерусское певческое искусство». Исследование Н. Д. Успенского подтверждает самобытность древнерусских распевов, их органическую связь с богослужебными текстами. Н. Д. Успенский впервые опубликовал стихиры Опекалова, издал «Образцы древнерусского певческого искусства», книгу «Русский хоровой концерт XVII - нач. XVIII в.» Исследования Н. Д. Успенского и расшифровки М. В. Бражникова открыли новые памятники творчества русских распевщиков, столь же совершенные, как и произведения древ­нерусской иконописи. Интерес к певческому искусству Древней Руси необычайно возрос, и церковную музыку прошлых веков ныне исполняют лучшие хоровые капеллы нашей страны.

 

(Предыдущая 6 часть)

Категория: Трубачев "Богослужебное пение"

Полезные материалы

Новости РПЦ

Мы в соцсетях


© 2018 Klirik.com
Яндекс.Метрика